Фёдор Алексеевич Видяев (1912—1943) — советский моряк-подводник времён Второй мировой войны, кавалер трёх орденов Красного Знамени и ордена Британской империи 4-й степени. Погиб в июле 1943 года при выполнении боевого задания.
Фёдор Алексеевич Видяев родился 7 ноября 1912 года в эрзянском селе Степная Шентала ныне Кошкинского района Самарской области. В 1921 году семья Видяевых переехала в Мурманскую область. В 1930 году окончил среднюю школу в городе Мурманске. Два года работал матросом на рыболовном сейнере «Севгосрыбтреста». В 1932 году по путёвке Мурманского обкома ВЛКСМ его направили в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В сентябре 1937 года Фёдор успешно сдал последний государственный экзамен. Как отличник учёбы он имел право выбора флота, тем самым получил распределение на Северном флоте.
На подводной лодке Д-2 «Народоволец» лейтенант Видяев стал командиром рулевой группы. В феврале 1938 года он принял участие в знаменитом ледовом походе подводной лодки «Д-3» для снятия с дрейфующей льдины героической четвёрки советских полярников. Осенью того же года был направлен учиться на Высшие специальные классы командного состава подводного плавания.
В октябре 1940 года Видяев был назначен помощником командира подводной лодки «Щ-421», где командиром был капитан-лейтенант Н. А. Лунин. В «финскую кампанию» она несла дозорную службу в Баренцевом море, за которую всему личному составу лодки командующий Северным флотом вице-адмирал В. П. Дрозд объявил благодарность. Помощник командира — Фёдор Видяев учил подводников и учился сам, никогда не стесняясь попросить матроса или старшину помочь ему освоить тот или иной механизм. Скромный, заботливый, требовательный, Видяев быстро завоевал уважение личного состава. В первый же день войны «Щ-421» вышла в боевой поход.
4 марта 1942 года Н. А. Лунин был назначен командиром крейсерской подводной лодки К-21; командиром «Щ-421» стал капитан-лейтенант Ф. А. Видяев. Через две недели друзья проводили Фёдора в его первый командирский поход. Вместе с Видяевым уходил в море командир дивизиона Герой Советского Союза капитан 2 ранга И. А. Колышкин.
Выйдя 19 марта из Полярного, 28 марта в районе Лаксё-фиорда обнаружили транспорт в охранении двух сторожевиков. Корабли шли противолодочным зигзагом, прижимаясь к скалистому берегу. Определив дистанцию, он лег на курс сближения, чтобы перехватить цель до входа в фиорд. Когда лодка подошла на дистанцию залпа, корабли резко повернули прямо на неё. «Щ-421» нырнула под конвой и заняла позицию для атаки с противоположного борта. В то же момент конвой резко изменил курс, выходя из угла атаки. Оставалась еще возможность перехватить корабли у входа в фиорд. И лодка пошла к предполагаемой точке встречи. Почти час шла погоня за конвоем. Наконец он повернул на вход в фиорд, и «Щ-421» пошла в атаку, закончившуюся четырёхторпедным залпом. От преследования лодка оторвалась быстро. День 4 апреля стал для подводников праздником — Военный совет флота поздравил экипаж «Щ-421» с награждением орденом Красного Знамени.
8 апреля в 20:58 патрулируя в устье Порсангер-фьорда на глубине 15 метров, подлодка натолкнулась на антенную мину заграждения «Ursula-B» (поставленного минзагом «Ульм» 16/17 марта), лишилась хода и способности погружаться. Лодка всплыла и очутилась в пелене снежного заряда, скрывшего корабль из видимости с вражеского берега. Взрывом мины оторвало оба гребных винта, сорвало верхнюю крышку кормового люка, сдвинуло с места радиопередатчик, разбило всю корму. По предложению помощника командира капитан-лейтенанта А. М. Каутского из чехлов дизелей срочно сшили парус и подняли его на перископы. Тринадцать часов «Щ-421» шла под парусом вдоль берега противника в направлении от Нордкина к Нордкапу. В это время на помощь ей шла «К-22» (командир капитан 2 ранга В. Н. Котельников). Несмотря на плохую видимость, В. Н. Котельников нашёл лодку. После неудавшихся из-за сильного волнения моря попыток буксировать лодку, экипаж аварийной «Щуки» — 42 человека — и командира дивизиона И. А. Колышкина взяли на борт «К-22», а «Щуку» с близкой дистанции потопили торпедой. В июле 1942 года капитан-лейтенант Видяев был назначен командиром «Щ-422». В сентябрьском походе «Щ-422» вступила в бой с двумя сторожевиками и двухторпедным залпом из-под перископа один из них отправила на дно. Эта атака вошла в историю войны как один из немногих случаев уничтожения подводной лодкой преследовавшего её противолодочного корабля. По возвращении в базу Фёдору Алексеевичу был вручён второй орден Красного Знамени.
Позднее, в июне 1943 года Ф. А. Видяев был награждён третьим орденом Красного Знамени. Перед очередным выходом в море, Федор написал своей семье в Ленинград. Сообщил, что скоро приедет в отпуск. В конверт вложил фотографию. На обороте её написал:
«Моему сыну Константину, будущему защитнику нашей дорогой Родины, от отца. Видяев. 23 июня 1943 года. Действующий флот».
Это было его последнее письмо. 1 июля Федор Алексеевич Видяев ушел в свой последний, девятнадцатый поход. 25 июля приказом наркома ВМФ «Щ-422» была преобразована в гвардейскую. Подводники радовались за друзей, ждали их к празднику, но видяевцы так и не узнали о высокой оценке Родины. На базу они не вернулись…